Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Баланс сил в АТР: противостояние США и КНР в регионе в XXI веке. АСЕАН в китайско-американских отношениях
1.1 Окончание холодной войны и выбор Китаем нового внешнеполитического курса. «Мирное возвышение» Китая
В результате окончания холодной войны рухнула биполярная система международных отношений. В свою очередь, это повлекло за собой коренные изменения баланса сил в мире. Начался период американской монополярности, США получили колоссальное преимущество в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Вашингтон стал абсолютным гегемоном в бассейне Тихого океана. КНР оказалась в условиях необходимости приспособления к изменившемуся мировому порядку, первостепенной стала задача сохранения и защиты социалистического строя в Китае, недопущение развития событий по советскому сценарию.
Крах Советского Союза и падение социалистических режимов в ряде стран нанесли серьёзный удар по репутации социалистической идеологии. Данные события подверглись всестороннему изучению и глубокому анализу со стороны китайских учёных с целью определения дальнейшего пути развития КНР с сохранением социалистической идеологии. В результате исследований были установлены конкретные причины ухода от строительства социализма в СССР, среди них помимо идеологического кризиса был выделен неправильный выбор курса внешней политики Советским Союзом, которая заключалась в основном в борьбе с Соединенными Штатами за сферы влияния в мире . Главный ресурс, на который она опиралась – это военная мощь.
Стратегия внешней политики Советского Союза определяла и стратегию внутреннего развития, заставляя советскую экономику встать на военизированный путь. Таким образом, борьба за роль гегемона на мировой арене «отвлекала» Советский Союз от решения внутренних задач.
Китайские учёные утверждали, что дипломатия социалистической страны должна носить мирный оборонительный характер. Её главная цель – благотворно влиять на социалистическое строительство страны, стабилизировать международную среду .
Китай начал активнее включаться в процессы взаимодействия с мировым сообществом, тем самым демонстрируя свою способность к диалогу. Выбранный «мирный» курс развития зарекомендовал КНР в качестве надёжного партнёра как для стран Азиатско-Тихоокеанского региона, так и за его пределами.
Администрации президента Билла Клинтона и президента Джорджа Буша после окончания холодной войны стремились активно работать в Азиатско-Тихоокеанском регионе, хотя им также приходилось бороться с кризисами в Сомали, Боснии, Косово и Ираке, а также с угрозой, исходящей от «Аль-Каиды». Администрация Клинтона, например, объявила в 1993 году «Новую инициативу тихоокеанского сообщества», повысив важность Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), форума для развития торговли. Кульминацией этих инициатив стал обмен визитами президента Билла Клинтона и генерального секретаря ЦК КПК Цзяна Цзэминя в 1997–1998 гг. Эти визиты заложили прочную основу для двустороннего взаимодействия, что в дальнейшем обусловило вступление Китая в ВТО под эгидой США в 2001 г. По прошествии времени китайские лидеры увидели, что интересам их страны лучше всего служит именно умеренный подход, который сводит на нет разногласия с США. Эти сдвиги проявились в качественных улучшениях в двусторонней и многосторонней дипломатии Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что успешно позволило Пекину продемонстрировать свой благоприятный образ. Американские официальные лица и эксперты мало верили в будущее Китая в качестве мировой державы и не могли предположить намерений Китая изменить преобладающую международную систему и угрозу интересам США.
По мере роста экономической мощи Китая и, как следствие, изменения политической среды стали увеличиваться и глобальные интересы КНР, изменилась её внешнеполитическая риторика. Переломным моментом стала концепция «мирного возвышения» Китая, озвученная в 2003 г. заместителем председателя Центральной партшколы КПК Чжэн Бицзянем. Он утверждал, что Китай встал на путь мирного возвышения ещё с момента начала реформ и открытости и не изменит своего курса, поскольку он стремится построить «гармоничное общество» за счет дальнейшей интеграции с международным сообществом. КНР в процессе достижения экономического развития и повышения уровня жизни китайского народа в течение следующих лет не будет дестабилизировать международный порядок или угнетать своих соседей в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Несмотря на совершенно неагрессивную трактовку термина «возвышение» китайской стороной, на Западе концепция была воспринята неоднозначно, поскольку ставила под сомнение Американскую гегемонию в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Среди американских учёных распространилось представление о надвигающейся «китайской угрозе», которая бросает вызов монополярности мироустройства. В данных обстоятельствах китайское руководство решает отойти от концепции «мирного возвышения» к концепции «мирного развития», однако концепция не претерпела серьёзных изменений в содержательном плане, большинство американских экспертов уверены, что это был лишь вопрос терминологии. Следующим этапом, способствующим изменению баланса сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе, явился глобальный экономический кризис 2008 г., который негативно повлиял на экономики как развитых стран, так и развивающихся, однако Китай оказался в числе лидеров по преодолению его последствий, тем самым заняв ключевые позиции в изменившейся посткризисной архитектуре Азиатско-Тихоокеанского региона.
1.2 Ухудшение американо-китайских отношений в первые десятилетия XXI века
В течение многих лет Китай отдаёт предпочтение региональным союзам в АТР, ориентированным, прежде всего, на азиатских участников. Обширная сеть региональных связей позволила КНР стать частью нового мирового порядка, опираясь на крепкие позиции в АТР. Это, в свою очередь, противоречит целям США в регионе. В 2011 г. администрация президента Обамы сделала ряд заявлений и предприняла меры по «восстановлению баланса» США в АТР. Это значительный сдвиг в политике США, который включал три аспекта: военный, экономический и дипломатический. Военный аспект предполагает крупное военное развертывание в Австралии и на Филиппинах. Экономический аспект был сосредоточен на создании Транстихоокеанского партнерства, направленного на расширение двустороннего и многостороннего экономического сотрудничества. Дипломатический аспект включал укрепление союзов США с такими партнерами, как Сингапур, Индия, и региональными объединениями. Политика «сдерживания» Китая продолжилась после избрания президента Трампа, который в 2018 г. объявил о начале торговой войны против КНР, суть которой состоит в принятии комплексных мер по повышению таможенных пошлин на китайские товары и введения санкций в отношении некоторых китайских компаний (Huawei, Xiaomi).
Ещё одним шагом к ухудшению американо-китайских отношений служит тот факт, что Трамп стал первым с 1979 г. президентом США, который напрямую связался с президентом Тайваня, тем самым поставив под сомнение принцип «одного Китая». Китайские эксперты расценивают такую политику как попытку развязывания новой «холодной войны». В подтверждение данной точки зрения служит тот факт, что 15 сентября 2021 г. Президент США Байден, премьер-министр Великобритания Джонсон и премьер-министр Австралии Мориссон объявили о создании «тройственного союза» для сдерживания КНР, получившего название AUKUS .
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алексеев А. Н., Ерёмкина Т. А. Баланс сил в АТР: противостояние США и КНР в регионе в XXI веке//РОССИЯ И КИТАЙ: ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: СБОРНИК ВОСТОЧНОГО ЦЕНТРА. 2021. № 24. С. 24-27
2) Бельский, В. И. Торговое противостояние США и КНР: предпосылки и текущее состояние / В. И. Бельский, Д. В. Примшиц, С. Г. Голубев // Стратегия развития экономики Беларуси: вызовы, инструменты реализации и перспективы : материалы Междунар. науч.практ. конф.,Минск, 20–21 сент. 2018 г. / под ред. В. И. Бельского [и др.]. – Минск : Право и экономика, 2018. –С. 33–39.
3) Васецова Е. С., "Железнодорожная дипломатия" КНР в отношении АСЕАН // Социально-гуманитарные знания. — 2022. — № 1. — С. 191-200
4) Гамза, Л.А. Технологическое противостояние США и Китая в АТР [Текст] / Л.А. Гамза // Россия и АТР. – 2020. – № 3(109). – С. 110–133.
5) Данилин, И.В. Американо-китайская технологическая война: риски и возможности для КНР и глобального технологического сектора [Текст] / И.В. Данилин// Сравнительная политика. – 2020. – Т. 11. – № 4. – С. 160–176.
6) Дмитриев, С.С. Американо-китайское технологическое соперничество: от «высокомерия» к бойкоту [Текст] / С.С. Дмитриев // Мировая экономика и международные отношения. – 2020. – Т. 64. – № 12. – С. 70–77.
7) Дмитриев, С.С. Инновационный «тотализатор» - ставка на США [Текст] / С.С. Дмитриев // Мировая экономика и международные отношения. – 2019. – № 4. – С. 104–110.
8) Ефременко, Д. В. Сhimerica в стадии полураспада: деградация китайскоамериканских отношений при Д. Трампе и ее последствия для мирового порядка / Д. В. Ефременко // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – 2020. – Т. 25, № 25. – С. 96–110.
9) Заболотский А. В. О геополитических и экономических причинах создания AUKUS // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 9. С. 167–172.
10) Зеленкова М. С. АСЕАН в условиях нарастания китайско-американских противоречий//ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ. 2022. № 1. С. 31-35
11) Зуенко И. Ю. Китай и события 1991 г. в Советском Союзе (к 100-летию коммунистической партии Китая и 30-летию распада СССР) // Международная аналитика. 2021. № 1. С. 96–111.
12) Кожухова К. Е. Китайская стратегическая культура в современном межгосударственном взаимодействии (на примере взаимоотношений КНР и АСЕАН)//МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ И «ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ». Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 299-305
13) Макаренко Е.А., Иванов А.Г. Противостояние США и Китая в сфере телекоммуникаций в 2010-е – начал 2020-х гг//СТУДЕНТ И НАУКА (ГУМАНИТАРНЫЙ ЦИКЛ) – 2022. Материалы международной студенческой научно-практической конференции. Магнитогорск, 2022. С. 44-47
14) Полончук Р. А., Политика КНР в Юго-Восточной Азии // Проблемы Дальнего Востока. — 2020. — № 3. — С. 4-6
15) Примшиц Д. В. Торгово-экономическое противостояние США и КНР: контуры последствий для сторон// ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ НАН БЕЛАРУСИ. Сборник научных статей. Том Выпуск 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК БЕЛАРУСИ, ГНУ «Институт экономики Национальной академии наук Беларуси». Минск, 2020. С. 104-117
16) Салицкий, А. И. США – Китай: тупики и парадоксы торговой войны / А. И. Салицкий, Е. А. Салицкая // Вестник Российской академии наук. – 2020. – Т. 90, № 7. – С. 653–663.
17) Шнепс-Шнеппе, М.А. Телекоммуникация как решающее звено цифровой экономики. Опыт США [Текст] / М.А. Шнепс-Шнеппе, В.П. Куприянов, Д.Е. Намиот, С.П. Селезнев // International journal of open information technologies. – 2017. – Т. 5. – № 5. – С. 25–33.
18) Юйчэнь Ш., Развитие регионализма в Азиатско-Тихоокеанском регионе на примере взаимодействия Китая и АСЕАН // Социально-гуманитарные знания. — 2021. — № 3. — С. 292-300